fbpx

Что наша жизнь? Игра…

Слово «игра» многофункционально и содержит в себе огромное количество игр различного предназначения: детских, компьютерных, карточных, деловых, производственных, психических и др. Все уразумевают эти выражения, как «игра природы», «игра случая», «игра судьбы». Игрой так же именуем театрализованные шоу, спортивные соревнования. Люди воспринимают слово «игра» как некоторое развлечение, что-то легкомысленное, как занятие для приятного времяпрепровождения.

В книге «Режиссура социальных игр» (Э. Шарипов, С. Кронина) рассматривается 5 типов социальных игр, но под термином «игра» подразумевается то, что у американского психолога Эрика Берна в книге «Игры, в которые играют люди» называлось «времяпровождением» или «структурированием времени», т.е. способ дать этому времени эмоциональное или смысловое наполнение. Игра вовсе не обязательно предполагает наличие положительных эмоций и плюс подкреплений на самооценку. Также многие думают, что они играют в игры осознанно. Так и есть. В преферанс или теннис, например. А в повседневной жизни – нет. Игра – это программа, которая управляет человеком. А ему кажется, что он управляет всем в своей жизни и может менять правила игры или выходить из неё. Выходить может. Преимущественно в смерть. Исходя из исследования, каждый человек имеет одну основную социальную игру, которую он упрямо отрабатывает на протяжении собственной жизни. И даже не предполагает, что его бытиё сможет сложиться по-иному, если он этого захочет; и он особенно не догадывается, что его жизнь – игра. Программа, от которой сложно уклониться. Отсель ясно, что его не навещают думы что-нибудь поменять в собственной жизни.

Но вернёмся к типологии. В выше упомянутом труде для каждого типа игр описываются ценности и мотивация участников, их цели, особенности поведения и стратегии достижения этих целей. Игры в данном исследовании представляют собой иерархию, тип человека определяется максимальным из освоенных уровней, при этом предполагается, что человек, освоивший более высокий уровень, умеет играть и на более низких, но субъективной ценности или интереса они для него не представляют, а используются только как инструмент взаимодействия с игроками более низких уровней, когда это необходимо.
Все 5 видов игр распределяются на фундаментальные и управленческие. Фундаментальные типы («реалист» и «моралист») – игра проводится своими силами человека, без задействования ресурсов из социума, а главными задачами считаются те, что связаны с выживанием и скоплением ресурсов. Управленческие игры («тактик», «сценарист» и «идеолог») – существует возможность строить в социуме самоподдерживающиеся и накапливающие энергию структуры, а главный задачей считается увеличение зоны воздействия.

Итак, классификация игроков (от низкого к высокому) с примерами из книги Дж. Мартина “Песнь Льда и Огня”:

1. «Реалист». arya - Что наша жизнь? ИграОсновные интересы — физическое выживание, решение бытовых задач, накопление материальных ресурсов. Ценятся умение делать что-то своими руками. Крайне отрицательное отношение ко всему, что не дает очевидной пользы, выгоды. Ценится принадлежность группе и сплоченность этой группы, при этом происходит полное и безусловное подчинение ее правилам, крайняя консервативность и ограниченность. Ключевой критерий оценки — «не хуже чем у других».

Арья Старк

 

 

 

 

2. «Моралист». nedВ ценностях моралистов значительное место занимает интеллектуальная деятельность, знания. В то же время, их мышление имеет прямолинейный характер, а знания плохо применяются на практике. Отличительный признак — готовность к спорам на тему «что такое хорошо и что такое плохо» в сочетании с непробиваемой уверенностью в своей правоте, склонность к вмешательству в чужую жизнь с указаниями «как жить должно». В группы моралисты объединяются, как правило, только в рамках борьбы с кем-то. В целом моралисты достаточно консервативны, но в то же время более гибки, чем реалисты. Ключевой критерий оценки — «правильность».

Эддард Старк

tyrion-lannister1

3. «Тактик» — переходный этап. Происходит переориентация с вопросов выживания и правильности на вопросы достижения цели. Поведение и нормы становятся более гибкими, больше внимания уделяется имиджу и тому, чтобы стать «своим» в среде игроков управленческих уровней. Характерная особенность — тщательно подчеркнутое желание соответствовать образу «успешного человека». Самый напряженный по затрате сил и нехватке времени уровень. Размывается понятие друга/врага (характерное для предыдущих 2-х пунктов), формируется понятие союзника/конкурента. Ключевой критерий оценки — «чего ты достиг в жизни».

Тирион Ланнистер

4. «Сценарист». Если тактик играет на какой-то территории ради достижения определенной цели в рамках этой tajvinтерритории, то задача сценариста — это контроль над самой территорией и максимальное расширение своего влияния. Сценарист не вовлекается в процесс достижения цели полностью, как тактик, а сохраняет способность воспринимать мир отвлеченно, что позволяет более гибко распоряжаться временем, придумывать многоходовые комбинации и реализовывать их тогда, когда окружающая ситуация наиболее благоприятна. Кроме того, сценарист умеет мастерски создавать свой имидж под конкретную роль, в которой ему предстоит выступить. Все это дает возможность достигать целей со значительно меньшими усилиями, чем тактику, именно играть, а «вкалывать». Ключевой критерий оценки (если он вообще применим к этому уровню) — это красота самой игры.

Тайвин Ланнистер

petyr5. «Идеолог». Игроки этого уровня уже не испытывают интереса к материальным благам, их цели — это власть и интерес, а главный ресурс — информация, умение добывать и анализировать которую становится важнейшей частью игры. Для идеологов главный инструмент — это идеи, подбрасываемые ими другим игрокам и вызывающие нужные идеологу изменения в мире. При этом сам идеолог может оставаться в тени, быть «серым кардиналом», внешне к происходящим событиям отношения не имеющим вообще.

Петир Бейлиш

 

Хотя типология считается динамической, переходы на другие уровни игры происходят достаточно редко, так как это достаточно болезненный процесс, ведущий к переоценке ценностей и пересмотру взгляда на мир. Чаще всего причиной перехода становится столкновение с игроком более высокого уровня или постановка цели, недостижимой на текущем уровне, причем цель должна быть настолько ценна, чтобы заставить критически пересмотреть своё мировоззрение.

К какому типу Вы отнесли себя?

Семинар на эту тему будет проходить по запросу.

Следите за расписанием!

Что наша жизнь? Игра – сила игры – силы жизни – Сила Голосам – SG